вторник, 16 ноября 2021 г.

Всероссийский День матери

* * *
День матери – праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно, -
Все, кто рождены под счастливой звездой
И мамы опекой сердечной!
Мы в диких бегах суеты городской
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьёз увлекаясь делами…
А мама нас ждёт и ночами не спит,
Волнуясь и думая часто –
«Ах, как они там?» - и сердце болит,
И стонет, и рвётся на части…
Я в праздник пришёл тебя навестить,
Хоть можно почаще, конечно…
Желаю тебе не болеть, не грустить,
Люблю я тебя бесконечно!
                                               И. Ярцев
«Мама в саду»

Мама стала на колени
Перед ним в траве.
Солнце пляшет на прическе,
На голубенькой матроске,
На кудрявой голове.
Только там, за домом, тени...
Маме хочется гвоздику
Крошке приколоть, —
Оттого она присела.
Руки белы, платье бело...
Льнут к ней травы вплоть.
— Пальцы только мнут гвоздику. —
Мальчик светлую головку
Опустил на грудь.
— «Не вертись, дружок, стой прямо!»
Что-то очень медлит мама!
Как бы улизнуть
Ищет маленький уловку.
Мама плачет. На колени
Ей упал цветок.
Солнце нежит взгляд и листья,
Золотит незримой кистью
Каждый лепесток.
— Только там, за домом, тени..
                                               М. Цветаева

«Молитва матери»
На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы, 
А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.
На груди широкой брызжет кровь, что пламя, 
А в руках застывших вражеское знамя.
И от счастья с горем вся она застыла, 
Голову седую на руки склонила.
И закрыли брови редкие сединки, 
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.
                                               С. Есенин
«Мама»

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там дочка, как там сынок ее –
Лишь под утро мама уснет.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама землю и небо,
Жизнь подарила мне и тебе.

Так бывает - если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама - самый лучший, надежный друг –
Будет с вами рядом всегда.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты –
Как и прежде, милый малыш.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
                                               Ю. Энтин
«Песня о ленинградской матери»
Вставал рассвет балтийский
Ясный
когда воззвали рупора:
— Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград! –
А у ворот была в дозоре
седая мать двоих бойцов,
и дрогнуло ее лицо,
и пробежал огонь во взоре.
Она сказала:
— Слышу, маршал.
Ты обращаешься ко мне.
Уже на фронте сын мой старший,
и средний тоже на войне.
А младший сын со мною рядом,
ему семнадцать лет всего,
но на защиту Ленинграда
я отдаю теперь его.
Иди мой младший, мой любимый,
зови с собой своих друзей.
...На бранный труд, на бой, на муки,
во имя права своего,
уходит сын, целуя руки,
благословившие его.
И, хищникам пророча горе,
гранаты трогая кольцо, -
у городских ворот в дозоре
седая мать троих бойцов.
                                               О. Берггольц
«Матери»

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?
                                               И. Бунин
«Берегите матерей»
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою, 
Но в душе родившееся слово, 
Обретает музыку свою. 
И, своей не подчиняясь воле, 
Рвется к звездам, ширится окрест… 
Музыкою радости и боли 
Он гремит - души моей оркестр. 
Но когда скажу сейчас впервые 
Это Слово - Чудо, Слово - Свет, - 
Встаньте, люди! 
Павшие, живые! 
Встаньте, дети наших бурных лет! 
Встаньте, сосны векового бора! 
Встаньте, распрямитесь стебли трав! 
Встаньте, все цветы! И встаньте горы! 
Небо на плечах своих подняв. 
Встаньте все и выслушайте стоя, 
Сохраненные во всей красе 
Слово это - древнее, святое! 
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все! 
Как леса встают с зарею новой, 
Как травинки рвутся к солнцу в высь, 
Встаньте все, заслышав это слово, 
Потому что в слове этом - жизнь. 
Слово это зов и заклинанье, 
В этом слове - сущего душа. 
Это искра первого сознанья, 
Первая улыбка малыша 
Слово это пусть всегда пребудет 
И, пробившись сквозь любой затор 
Даже в каменных сердцах пробудит 
Заглушенный совести укор. 
Слово это сроду не обманет 
В нем сокрыто жизни существо. 
В нем исток всего. 
Ему конца нет. 
Встаньте! 
Я произношу его: 
«Мама»!
                                               Р. Гамзатов
«Письмо к матери» 
Ты жива еще моя старушка? 
Жив и я. Привет тебе привет! 
Пусть струится над твоей избушкой 
Тот вечерний несказанный свет 
Пишут мне, что ты, тая тревогу 
Загрустила шибко обо мне, 
Что ты часто ходишь на дорогу 
В старомодном ветхом шушуне. 
И тебе в вечернем синем мраке 
Часто видится одно и то ж 
Будто кто-то мне в кабацкой драке 
Саданул под сердце финский нож 
Ничего, родная, успокойся. 
Это только тягостная бредь 
Не такой уж горький я пропойца, 
Чтоб тебя не видя, умереть. 
Я по-прежнему такой же нежный 
И мечтаю только лишь о том, 
Чтоб скорее от тоски мятежной 
Воротиться в низенький наш дом 
Я вернусь, когда раскинет ветви 
По-весеннему наш белый сад 
Только ты меня уж на рассвете 
Не буди, как восемь лет назад 
Не буди, того, что отмечталось 
Не волнуй того, что не сбылось 
Слишком раннюю утрату и усталость 
Испытать мне в жизни привелось. 
И молиться не учи меня. Не надо! 
К старому возврата больше нет 
Ты одна мне помощь и отрада 
Ты одна мне несказанный свет. 
Так забудь же про свою тревогу, 
Не грусти так шибко обо мне. 
Не ходи так часто на дорогу 
В старомодном ветхом шушуне.
                                               С. Есенин
«Уходят матери от нас»
Уходят наши матери от нас,
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Уходят наши матери от нас не сразу, нет,
Нам это только кажется, что сразу.
Они уходят медленно и странно,
Шагами маленькими по ступеням лет
Все удаляются они, все удаляются.
К ним тянется очнувшись ото сна,
Но руки вдруг о воздух ударяются – 
В нем выросла стеклянная стена!
Мы опоздали. Пробил страшный час.
Глядим мы со слезами постоянными,
Как тихими суровыми колоннами
Уходят наши матери от нас...
                                               Е. Евтушенко
«Берегите матерей»
Знайте, люди, нет страшнее скорби,
Чем расстаться с матерью своей! 
Трудно жить, навеки мать утратив, 
Нет счастливей тех, чья мать жива! 
Именем моих погибших братьев 
Вслушайтесь - молю! - в мои слова! 
Как бы ни манил нас бег событий, 
Как ни влек бы в свой водоворот, 
Пуще глаза маму берегите, 
От обид, от тягот, от забот. 
Боль за сыновей - подобно мелу 
Выбелит ей косы добела. 
Если даже сердце очерствело, 
Дайте маме капельку тепла! 
Если стали сердцем вы суровы 
Будьте, дети, ласковее с ней, 
Берегите мать от злого слова. 
Знайте, дети ранят всех больней! 
Если ваши матери устали, 
Добрый отдых вы им дать должны... 
Берегите их от черных шалей! 
Мать уйдет - и не изгладить шрама, 
Мать умрет, и боли не унять... 
Заклинаю: берегите маму! 
Дети мира, берегите мать! 
Чтобы в душу не проникла плесень, 
Чтоб не стала наша жизнь темна, 
Чтобы не забыть прекрасных песен, 
Тех, что в детстве пела нам она!
                                               Р. Гамзатов

Комментариев нет:

Отправить комментарий