вторник, 20 октября 2015 г.

Анне Ахматовой посвящается

...А НАУЧИЛАСЬ ПРОСТО МУДРО ЖИТЬ


Ахматова – жасминный куст,
Обожженный асфальтом серым.
Трапу утратила ль к пещерам,
Где Данте шел и воздух густ
И нимфа лён прядет хрустальный? –
Средь русских женщин Анной дальней
Она как облачко сквозит
Вечерней проседью ракит!
Анна Андреевна Ахматова – удивительное имя в русской поэзии, родилась 11 июня 1889 года под Одессой на станции Большой Фонтан.
 Отец, Андрей Антонович Горенко (1848—1915), в то вре­мя был отставным инженером-механиком флота. Мать, Инна Эразмовна Стогова (1852-1930), вела свою родословную от легендарного ордынского ха­на Ахмата. 
Со стороны матери А. Ахматова была в отдалённом родстве с Анной Буниной — первой русской поэтессой.
Вскоре после рождения Анны семья перееха­ла под Петербург, сначала в Павловск, а затем в Царское Село.
«Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шест­надцати лет». В пять лет она научилась говорить по-французс­ки.

Каждое лето отдыхали в Крыму под Севастополем. Здесь, на берегу Стрелецкой бухты, за смелость и своенравие Анна получила прозвище «дикая девочка».
Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила солёную косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зелёная рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это - счастье.
Из стихотворения «У самого моря»
В Царском Селе в 1903 году в Рождественс­кий сочельник Анна познакомилась с будущим мужем Николаем Гумилёвым.

В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы,
Эти липы, вероятно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый.
А.А. Ахматова
Николай Гумилёв трижды делал Анне предложение выйти за не­го замуж.
Из письма Анны Андреевны:
«Я вы­хожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба – быть его же­ной». В это время Гумилёв пишет стихотворе­ние «Царица».

Твой лоб в кудрях отлива бронзы,
Как сталь, глаза твои остры,
Тебе задумчивые бонзы
В Тибете ставили костры.
Когда Тимур в унылой злобе
Народы бросил к их мете,
Тебя несли в пустыне Гоби
На боевом его щите.

Из воспоминаний Владимира Алексеевича Пестовского, русского советского поэта:
«Прошёл слух, что Гумилёв женился на са­мой обыкновенной барышне. Дело в том, что эта самая обыкновенная барышня – сразу, выросши, выросла поэтессой, - и с первых шагов ста­ла в ряды наиболее признанных, определив­шихся русских поэтов».
В апреле 1910 года они обвенчались. Медовый месяц провели в Париже. Вспоминает Ахматова о нём скупо:
«Женщины с переменным успехом пытались носить то штаны, то почти пеленали ноги. Прок­ладка новых бульваров, стихи были в полном запустении... Парижская живопись съела францу­зскую поэзию».
1 октября 1912 года у Анны Ахматовой и Ни­колая Гумилёва родился сын Лев Гумилёв – будущий известный советский учёный-историк.
 
В этом же году  вышла  её первая книга сти­хов «Вечер», затем второй сборник «Чётки». К Ахматовой пришла слава, её восторженно приняли М. И. Цветаева, В. В. Маяковский, Б. Л. Пас­тернак.
После развода с первым мужем, Ахматова ещё дважды была замужем и оба не удачные. Всю свою нелёгкую  жизнь поэтесса выразила в стихах:
А я иду — за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.
В 1962 году Анна Андреевна Ахматова знакомит читателей с «Реквиемом», который сложился из отдельных стихотворений, написанных в 1935-1940 годах.
Сын, Лев Гумилёв, был арестован в период сталинских репрессий, и Анна Андреевна решила оставить памятник ему и всем людям, которые пострадали в это трагическое время. В нём Анна Андреевна рассказывает о страданиях людей.
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь.
В предисловии к «Реквиему» она писала:
«В страшные годы ежовщины я про­вела семнадцать месяцев в тюремных очередях. Как-то раз кто-то «опознал» ме­ня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никог­да не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Анна Ахматова.
Но, не смотря на трагичность её судьбы, Анна Ахматова вошла в литературу и художест­венно утвердилась под знаком любовной темы.
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
 На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснёт,
Почудится в дрёме левкоя...
Но верно и тайно ведёт
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно её угадать
В ещё незнакомой улыбке.
1911 г.
Ахматова прожила тяжёлую, прекрасную и удивительную жизнь. И каж­дое её стихотворение – тоже маленькая жизнь. В каждом – горечь и свет, мечта и очарование, тайна и пророчество, любовь – к своей земле, свое­му народу, к русскому Слову.
Какое нам, в сущности, дело,
Что всё превращается в прах,
Над сколькими безднами пела
И в скольких жила зеркалах.
Пускай я не сон, не отрада
И меньше всего благодать,
Но, может быть, чаще, чем надо,
Придётся тебе вспоминать —
И гул затихающих строчек,
И глаз, что скрывают на дне
Тот ржавый колючий веночек
В тревожной своей тишине.
Анна Ахматова
Наталья ЧАЙКА

Комментариев нет:

Отправить комментарий