пятница, 30 октября 2015 г.

к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

«Он искал в этих женщинах счастья»
Для того чтобы считать жизнь человека удавшейся или неудавшейся, нужно посмотреть, была ли в ней любовь. Любовь наполняла поэзию Есенина неповторимым светом, тайным обаянием, делала самого поэта вечно молодым.
Вся его любовная лирика была посвящена переживаниям и чувствам к женщинам. Женщины оказали на жизнь и творчество поэта большое значение.
«Много женщин меня любили,
Да и сам я любил не одну».
И действительно, Есенина постоянно окружали женщины.
Анна Алексеевна Сардановская, знакомая поэта. Анна была одной из первых юношеских увлечений поэта. Он посвятил ей в первой публикации стихотворение «За горами, за жёлтыми долами…»
За горами, за жёлтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень….

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идёшь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Односельчанка поэта Маша Бальзамова. Есенин даже сватался к ней, но ему было отказано. Известно, что они долго встречались в Константиново. Остались письма поэта к ней.
«...Она просила меня быть её другом. Я согласился. Эта девушка – тургеневская Лиза по своей душе и по всем качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с ней, знаю, что навсегда. Но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной».

Надежда Вольпин в 1920 году примкнула к группе имажинистов, выступала с чтением стихов с эстрады. С этого же года началась её дружба с Сергеем Есениным, затем она некоторое время жила с ним в гражданском браке. В 1924 году, уже после разрыва с Есениным, родился её единственный сын – Александр Сергеевич Есенин-Вольпин.
Помните последние строчки из Шаганэ…?
Там на севере девушка
                                              тоже
На тебя она страшно
                                              похожа
Может, думает обо мне…».
Шаганэ Нерсесовна Тальян. Есенин познакомился с ней во время его пребывания в Батуми. Он читал ей стихи и дарил цветы. Шаганэ Тальян отличалась необыкновенной красотой. Её созвучное восточное имя Есенин ввёл в несколько стихотворений из цикла «Персидские мотивы».
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Лидия Ивановна Кашина. Знакомая поэта, последняя Константиновская помещица. Сергей Есенин бывал в её доме. Она стала одним из прототипов Анны Снегиной, к ней обращено стихотворение «Не напрасно дули ветры».
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.
Августина Миклашевская. С этой танцовщицей Сергея познакомили и он влюбился. Ей посвящён целый цикл стихов «Любовь хулигана»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Я б навеки пошёл за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Сложная была жизнь у Сергея Есенина – и творческая и личная. Всё навязанное, наносное столкнулось с его настоящей сущностью, с настоящим восприятием всего нового. И тоже и бурлило, и кипело.
Отношения с женщинами у поэта никогда не были простыми. Может быть, по это тому они длились не долго. Возможно, самой природой он не был создан для тихого семейного счастья. Женщины и вино были необходимы ему как допинг для творчества.
Анна Романовна Изряднова. Познакомился Есенин с Анной в 1912 году, когда в 17-летнем возрасте приехал покорять Москву.
«Ко мне он очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать» - А.Р. Изряднова. «Воспоминания о Сергее Есенине».
Анна родила поэту сына, но вскоре их брак распался. Есенин встретил другую, Зинаиду Райх.
Зинаида Николаевна Райх – любимая жена поэта. Это была настоящая, сильная любовь – и обоюдная. Есенин подарил возлюбленной свою фотографию с дарственной надписью:
«За то, что девочкой неловкой предстала ты мне на пути моём. Сергей!»…
Первое время спокойная семейная жизнь удавалась, поэт даже отговаривался от весёлых холостяцких попоек. Но счастье было недолгим. Несмотря на то, что сам Есенин хвастался «донжуанскими победами», он был страшно ревнив и не смог простить любимой, что оказался не первым мужчиной в её жизни.
Зинаида родила поэту двоих детей, Константина и Татьяну. Но после постоянных скандалов брак Райх и Есенина распался в 1921 году.
В 1924-м «разбойник кудрявых полей» посвятил Зинаиде пронзительные строки «Письмо к женщине», где искренне раскаивался в своём поведении:
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живёте вы
С серьёзным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен...

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
«Вечер черные брови насупил...», 1923
4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с третьей своей женой – Галиной Бениславской.
Их отношения были мучительными, причём для обеих сторон. Есенин не любил Бениславскую, зато она его любила. Так беззаветно, как редко любят. Есенин считал её самым близким другом, но не видел в ней женщину, о чём не только говорил ей, но и написал об этом маленькое стихотворение.
Не криви улыбку, руки теребя, -
Я люблю другую, только не тебя.
Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо  -
Не тебя я вижу, не к тебе пришёл.
Проходил я мимо, сердцу всё равно  -
Просто захотелось заглянуть в окно.
октября 1925
Через год после смерти поэта, в начале декабря 1926 года, Галина покончила с собой на могиле Сергея Есенина, выстрелив в себя из старого револьвера системы «бульдог!», который предварительно дал несколько осечек. Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской.
Самоубийство Галины Бениславской всех потрясло. Похоронили её рядом с Есениным 7 декабря. На памятнике начертали слова: «Верная Галя».
Айседора Дункан  - дорогая жена поэта. Есенин познакомился с ней весной 1921 года на творческом вечере.
Об их романе говорили много: одни – со злостью, завистью, ревностью; другие – с восхищением и симпатией; третьи – с состраданием, потому что чувствовали «трагизм и обречённость» этого союза… А некоторые просто отказывались верить, что перед ними настоящий роман, а не мистификация. Так, один из друзей Сергея – Анатолий Мариенгоф писал:
«Есенин влюбился не в Дункан, а в её мировую славу».
Она звала его ангелом и чёртом. Ей было 44, ему – 26. Сергею Есенину это не мешало по-своему любить «свою Изадору», о чём он так прекрасно написал в поэме «Чёрный человек»:
Был он изящен,
К тому же поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,

И какую-то женщину
Сорока с лишним лет
Называл скверной девочкой
И своею милою…
Зажигательные танцы Айседоры, её непосредственность сводили Есенина с ума. Она же относилась к поэту с трепетной нежностью, он казался ей слабым, незащищённым ребёнком… Без сомнения, их связывало настоящее чувство!
«В 1921 году я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании... я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества».
Сергей Есенин 20 июня 1924 г.
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
В 1923-м, спустя чуть больше года после свадьбы, супруги вернулись в Москву. К тому времени отношения стали уже очень напряжёнными, и через месяц Айседора покинула Союз – на этот раз одна. Вскоре ей пришла телеграмма:
«Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин».

Так закончилась эта сложная и запутанная история любви. Спустя два года после расставания Сергей Есенин повесился. Через полтора года после смерти поэта ушла из жизни и Айседора. Она каталась на кабриолете в длинном развевающемся шарфе, край которого случайно попал в ось колеса.
Есенин гордился тем, что породнился с Толстым, женившись на его внучке Софье. Она была младше Есенина на 5 лет, в её жилах текла кровь величайшего писателя мира.
Софья Толстая – ещё одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти её качества никак не сочетались с простотой, великодушием, весёлостью, озорным характером Сергея.
Ей выпал горький жребий: пережить ад последних месяцев жизни с Есениным. А потом, в декабре 1925-го, ехать в Ленинград за его телом.
Женщин, любивших Сергея Есенина, было много, а любви в его жизни было мало... Сам он объяснял это так:
«Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — всё это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство...»
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Сергей Есенин

Комментариев нет:

Отправить комментарий