среда, 21 октября 2015 г.

к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

РОССИИ СТИХОТВОРНАЯ ДУША
Сергей Есенин! Это имя –
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах на зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин!

Имя Сергея Есенина дорого и близко нашему народу. Его лирика согрета горячей любовью к Родине. 3 октября 2015 года ему исполнилось бы 120 лет. Имя его, его стихи останутся в памяти народной навеки.
Он рано заставил говорить о себе и до последнего сохранил всю мощь своего удивительно дарования. «Пел не голосом, а кровью сердца», – скажут о Сергее Есенине современники. Есенин подтвердит это:
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в Рязанской губернии, в селе Константиново, Кузьминской волости. Он был первым ребёнком в семье, имеющей крестьянские корни.
У меня отец крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.
Отец Александр Никитич на самом деле не крестьянствовал, а большей частью жил в Москве. Работая у замоскворецкого купца, дослужился до приказчика. Мать Татьяна Федоровна Титова в юности считалась лучшей песенницей на селе. Ей поэт посвятил замечательные слова.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
«Наши родители поженились очень рано, когда отцу было восемнадцать, а матери шестнадцать с половиной лет. Сыграв свадьбу, отец вернулся в Москву, а мать осталась в доме свекрови» - А.А. Есенина «Родное и близкое».

Село Константиново на Рязанщине, где родился и вырос поэт, раскинулось на высоком, холмистом берегу Оки.
«Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село»,- вспоминает сестра поэта, Александра Есенина.
За горами, за жёлтыми долами
Протянулась тропа деревень.
И лес, и вечернее полымя,
И объятый крапивой плетень
С 2-х лет Серёжа воспитывался у деда Федора Андреевича Титова. Вся округа знала Федора Андреевича. Умён в беседе, весел в пиру и жёстокий в гневе, дедушка умел нравиться людям...
В школе Есенин выделялся не только своим весёлым озорным нравом, но и успехами в учёбе, а ещё и тем, что он сам пишет стихи. Занимался он легко, и по праву считался одним из способных учеников. Окончил он школу с похвальным листом на круглые «пятёрки».
Всё, что окружало поэта, дышало народным творчеством. Может быть не случайно первым стихотворением, которое напечатал Есенин в детском журнале «Мирок», было стихотворение «Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром….
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне…

 «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлён, разослав свои стихи по журналам, тем, сто их не печатают…» – напишет в автобиографии поэт.
Каждый истинный поэт в час ученичества выбирает себе Мастера. Есенин выбрал Александра Блока.

«Есенин появился в Петрограде весной 1915 года. Он пришёл ко мне с запиской Блока. И я и Блок увлекались тогда деревней... Стихи он принёс завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию, начался какой-то праздник песни.» - С. М. Городецкий. «Воспоминания о Сергее Есенине».
«Я к вам поэта привёл, - сказал Воскресенский и показал несколько стихотворений, - это вот он написал, - Сергей Есенин!» Не помню, какие стихи он принёс. Но я сказал поэту несколько сочувственных слов. А молодой поэт стоял, потупившись, опустив глаза в землю. Имя Сергея Есенина тогда ещё ничего никому не говорило» - И. А. Белоусов. «Памяти Есенина».
«Быть поэтом — это значит то же…»
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом — значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поёт — ему не больно,
У него одна и та же песня.
Август 1925 год
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921 год
«До свиданья, друг мой, до свиданья»
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
1925
В память С. А Есенина
Как ты там Сергей Есенин?
Ты нас слышишь милый друг?
Приходи на хороводы
И вставай в весёлый круг!

Расскажи нам как на небе,
В чёрной мгле или в раю,
Принимали на поруки
Душу грешную твою!

Ты оставил нам зарницы,
Дым печной и сердца стук,
Когда солнце льётся в душу
Как дожди в зелёный луг.

Не оставил лишь свободу,
Что жила всю жизнь в тебе,
И которой не скончаться
В Англетере на трубе.

Ты живой и дышишь с нами,
Русским воздухом святым,
Возвращайся поскорее,
Мы тебя в себе храним...
Виктор Строков

Его называли колдуном и сумасшедшим, кабачным повесой и лириком, тонким и нервным. Жизнь его закуталась в тайны, смерть покрылась роковой мглой. Трагическая гибель Сергея Есенина до сих пор является загадкой. Но, читая стихи Есенина, понимаешь, что он был полон духовных, творческих сил, хотел писать стихи и жить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий